Общественная организация ветеранов (инвалидов) войны и военной службы республики Татарстан

Общественная организация ветеранов (инвалидов) войны и военной службы республики Татарстан

Общественная организация ветеранов (инвалидов) войны и военной службы республики Татарстан

 

"Новости к 70-летию Победы"
Об организации
Клубы «Боевая слава» и «Боевые подруги»
Конкурсы "Растим патриотов России"
Круглый стол "За РОДИНУ,за РОССИЮ"
Музей генералов Татарстана в школе № 113
Партизанский музей школы № 98 Казани
Партизаны и подпольщики
Планирование
Фотогалерея
Законодательство
Онлайн консультация
Контакты
 
На главную»Конкурсы "Растим патриотов России"

 

Итоги первого этапа конкурса "Растим патриотов России"


РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ

(Итоги первого этапа конкурса)

 

    Закончился первый этап Всероссийского конкурса «Растим патриотов России», посвященного 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Каковы его итоги? Что нового привнес он в патриотическую работу? Есть ли подвижки в повышении действенности патриотического воспитания? Попытаемся ответить на эти вопросы.

 

     Напомним основные задачи конкурса. Положением определено: конкурс проводится среди региональных комитетов на лучшую организацию военно-патриотического воспитания. Его основными задачами являются:

- повышение координирующей роли комитетов в организации патриотической работы в регионах;
- укрепление взаимодействия с местными администрациями, общественными объединениями, местными СМИ в патриотической деятельности;
- выработка реальной, основанной на опыте, учете местных особенностей и возможностей, а также требований государственной программы патриотического воспитания системы воспитательной работы.


      Патриотическое сознание граждан, безусловно, является духовно-нравственной основой общества, но это не исключает, а наоборот усиливает необходимость уделять больше внимания нравственному, трудовому, физическому, правовому воспитанию, то есть комплексному подходу к воспитанию. Только в единстве они способны сформировать подлинного патриота, защитника Отечества и его творца.


Участникам конкурса было предложено соревноваться по следующим основным номинациям:
- «В авангарде патриотических дел»;
- «О Родине - о подвиге — о славе»;
- «Оплоты единства молодых»;
- «Энтузиасты. Подвижники, Хранители традиций»;
- «Школа мужества»;
- «Боевой настрой»;
- «Подвиг бессмертен»;
- «Учиться Родину защищать»;
- «Воспеваем героизм, подвиг, Победу».


      Разумеется, это не должно ограничивать инициативу воспитателей по включению других номинаций.
Конкурс продолжается и его общие итоги будут подведены в канун юбилея Победы. Но уже сейчас есть все основания утверждать: основные задачи конкурса решаются успешно. Идея проведения конкурса практически повсеместно поддержана не только региональными комитетами, но и соответствующими административными властными структурами.


     Конкурс вызвал необычайный взлет активности, энтузиазма, стремления представить на суд Центрального жюри свою работу, свои достижения. Особенно впечатляют энтузиасты-подвижники патриотической работы. В комитет представлен огромный объем ценнейшей информации. Такого опыта, предложений не имел не только наш комитет, но, убеждены, и любая другая организация. Конкурс стал своеобразным социологическим опросом о состоянии патриотической работы. Он вышел за рамки России, в нем принимают участие Белоруссия, Латвия, Израиль...


    Одной из определяющих причин успеха конкурса является то, что работу Центрального жюри возглавил председатель организации дважды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Николаевич Ефимов.


      Особенностью конкурса является то, что эта крупнейшая патриотическая акция впервые проводится при активном участии Советов ветеранов и организаций РОСТО (ДОСААФ).
       Конкурс буквально всколыхнул глубинку. Большинство конкретных материалов поступило из сельских школ, районов, провинциальных городов. Это радует.


      К сожалению, в кратком обзоре невозможно раскрыть все богатство и глубину материалов, представленных Центральному жюри. Попытаемся выделить главное.


      Уникальную работу по организации и проведению первого этапа конкурса проделал комитет ветеранов войны и военной службы Республики Татарстан -председатель комитета генерал-майор Юлашев Ахат Гайнулович. В конкурсе здесь участвует вся республика. Осуществлен комплексный подход не только в содержательной части воспитания, но и в организации конкурса.


     Республиканским комитетом был разработан подробный план его проведения. К реализации привлечены Министерства по делам молодежи, спорту и туризму, образования и науки, культуры... Главам муниципальных образований всех районов и городов республики, военным комиссариатам и общественным организациям были направлены соответствующие документы. Для них, на базе Вахитовского района г. Казани проведен специальный семинар. Конкурс на лучшую организацию патриотической работы проведен среди всех районных и городских комитетов ветеранов войны и военной службы и фактически среди всех муниципальных образований.


      Впечатляет тщательность и грамотность отработки документов. В Центральное жюри представлены объемные папки по двенадцати номинациям. Среди них особо выделяется работа в Вахитовском районе г.Казани.


     Здесь для решения многосложных ветеранских проблем в каждом микрорайоне выделен куратор, разработана для него памятка. Вот ее содержание. Куратор (волонтер) — активист ветеранского движения, добросовестно осуществляющий опеку над участниками войны, проживающими в микрорайоне, с целью совершенствования адресной защиты ветеранов, вовлечения их в военно-патриотическую работу.


     Рекомендации куратору:

- иметь список подопечных ветеранов по форме, установленной комитетом, провести анкетирование;
- лично познакомиться с каждым ветераном и его семьей, осуществлять общение;
- своевременно информировать ветеранов о мероприятиях проводимых комитетом;
- информировать комитет о нуждах и предложениях ветеранов; установить тесное взаимодействие с общеобразовательными учреждениями микрорайона в целях активизации ведения патриотического воспитания молодежи.

      

        Кстати это далеко не единственный пример. В деревне Кисловка Томской области работает отряд «Доброволец», члены которого закреплены за семьями одиноких и больных ветеранов. Благодаря активной воспитательной работе с молодежью в этой области в 2008 г. На 384 уменьшилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Участники Великой Отечественной войны бесконечно благодарны кураторам за чуткость и внимание. Один из них - Г.Д. Губин выразил свою благодарность в стихах:


         Как вестник памяти, добра

         Весною, в зиму, осень
         Кусочек света и тепла
         Куратор нам приносит.


     Отрадно, что проблема заботы о ветеранах затрагивается практически во всех представлениях. Возрождается тимуровское движение, ведется персональный учет, оказывается помощь нуждающимся... В тоже время звучит и тревога в связи с нерешенностью многих ветеранских проблем. В Брянской области, например, 70 процентов ветеранов вынуждены отказаться от льгот социального пакета. В ряде материалов выражается озабоченность неравенством положения сельских и городских ветеранов.


     Впечатляет работа, проводимая комитетом Нижегородской области, председатель - Шевченко Александр Николаевич. Здесь введены в практику патриотические чтения, материалы которых размножаются и высылаются в ветеранские организации. Широкое признание получила акция «Алтарь Отечества». В 2008 г. большая группа ветеранов и молодежи прошла по маршруту Нижегородского ополчения. Во всех районах и городах области созданы и работают военно-патриотические клубы. В музее лицея № 8 Нижегородского района оформлена уникальная экспозиция из 120 фронтовых писем. Сила воздействия на молодых людей этой экспозиции огромна. В Костовском районном музее создан документальный видеофильм обо всех фронтовиках района. Область в числе лидеров по качеству призыва. Наметилась динамика снижения молодежной преступности.


    Подлинным центром военно-патриотических мероприятий в Нижнем Новгороде стал пост № 1 у Вечного огня Славы. За 28 лет через почетную вахту Памяти у поста № 1 прошли более 45 тысяч старших школьников города. Свыше тысячи бывших постовцев стали профессиональными военными, 15 стали генералами, 60 человек — полковниками. Гордостью поста является 5 Героев Российской Федерации. Огромное воспитательное значение имеют городские соревнования за право стоять на посту № 1, работа музея, комплексные программы «Памяти павших будем достойны», «Нам мир завещано беречь», «Честь имею» и другие. Постовец Матвей Серов так выразил свои чувства: «Может за 20 минут стояния на посту № 1 я переживаю всю свою шестнадцатилетнюю жизнь и сердце наполняется гордостью за свою Родину и ее славных героев».


     А вот что пишет ученица школы № 43 города Тулы Оля Абрамова в очерке «Когда стою у Вечного огня»:
«Когда стою у Вечного огня, невольно в сознании мелькают картины из кинофильмов о войне: окопы, пулемётные очереди, разрывы бомб, кровь, боль, страдания, смерть...


    И трудно себе представить, как люди преодолевали все тяготы и лишения во имя своей страны, до конца стояли за победу и были так преданы своему делу.
Кажется, что Вечный огонь - это чистые и бессмертные души погибших, которые будут жить всегда в нашем сознании. Вечный огонь - это ещё одно напоминание о тяжелейшем периоде в истории России. Вечный огонь - это вечная память, честь и хвала русским бойцам. И он никогда не угаснет в наших сердцах».


     В Московском районе Нижнего Новгорода создано и активно работает муниципальное образование «Молодость», объединяющее 12 подростковых патриотических клубов. Во всех клубах оформлены экспозиции, посвященные Победе в Великой Отечественной войне. И что особенно ценно, на специальных стендах показано как служат воины района, их письма, отзывы командиров, благодарности...
В Костовском районе Нижегородской области активно работает ветеранская лекторская группа. Только в рамках конкурса ею проведено более 600 уроков мужества на нестандартные темы: «Шли мы дни и ночи», «Взлетает красная ракета», «Помнят Альпы и Дунай» и другие. Во многих школах ветераны закреплены за классами.


     В Мордовской Республике ребята вместе с ветеранами совершили «Марш памяти». Прошли более 500 километров по землям четырех районов, посетили более 50 сел, провели более 70 уроков Мужества. Комитетом ветеранов совместно с патриот-центром и патриотическим объединением «Поиск» организуются «Марши-поиски» по деревням и селам республики с широкой изыскательской и пропагандистской работой. Здесь создан и успешно функционирует патриотический вестник «Солдат». Опорной базой для патриотической работы в республике служат 80 клубов ветеранов. Конкурс активно поддержал глава республики Н.И.Меркушкин. Он выделил на поощрение победителей на первом этапе 300 тысяч рублей, а на реализацию программы патриотического воспитания на 2007-2010 гг. - 3 миллиона рублей. Большая заслуга в патриотической работе принадлежит председателю объединенной ветеранской организации Костину Николаю Михайловичу.


      В обстоятельной и конкретной информации Челябинского областного комитета отмечается расширение возрастных рамок участников патриотической работы. Здесь наряду с ветеранскими заявили о себе молодежные патриотические коллективы. В практику вошли мероприятия, посвящаемые героям-выпускникам учебных заведений.


    В Республике Коми получил признание духовно-нравственный центр «Родник», которым руководит Иерей Александр Никитенко, в прошлом офицер.
    Очень интересный и содержательный материал представлен комитетом Республики Чувашия. В нем не только информация о том, что делается по патриотическому воспитанию в республике, а делается немало, но и попытка проанализировать особенности и трудности воспитательной работы с учащимися в современных условиях, осмыслить и определить пути использования в воспитании таких категорий как Родина, Подвиг, Слава...


    Воспитание, пишет заместитель директора средней школы села Юманаи Валентина Филиппова, это наполнение личности всем возвышенным и утонченным. К сожалению, значение воспитательной работы в образовательных учреждениях принижено. Отдельные мероприятия без системы не захватывают юные души. Школа уходит от воспитания человека-творца. Подвиг нельзя воспитать только на базе личного благополучия, а оно превалирует. В современной жизни, да и в школе материальное затемняет духовное. В результате – широкое распространение равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, немотивированной агрессивности, националистических проявлений, неуважительного отношения не только к старшим, но к государству, его символам. На депатриотизации сказывается негативное воздействие многих СМИ и затянувшийся процесс создания целостной системы патриотического воспитания.


    Убеждены, что такая оценка ситуации в молодежной среде характерна не только для Чувашии.
    Отрадно, что практически во всех представлениях выделяется проблема подготовки юношей к воинской службе. Преподаватель ОБИС СОШ № 20 города Чебоксары Александр Николаевич Тихонов считает, что необходимо настойчивее внедрять научно обоснованные методы и средства подготовки подрастающего поколения к воинской службы. Не только говорить о важности защиты Отечества, но и привлекать ребят к участию в деятельности по реальной к ней подготовке. Раскрывать психологические составляющие подготовки юношей к воинской службе. Показывать, что в годы Великой Отечественной войны внутренняя сила народа, его дух явились определяющими условиями победы над фашизмом.


    Воронежское жюри представило десятки замечательных, наполненных глубокой духовностью и патриотизмом очерков, сочинений, рефератов. Нельзя без волнения читать такие работы как «Хлеб войны», «Наши деды ковали Победу», «Моя семья». Или исследовательскую работу ученика 11-го класса села Троицкое Лиснинского района Виталия Белоусова «История экспоната школьного музея». На базе одного лишь экспоната автор подробно исследует героическую и трагическую эпопею Аджимушкайского подземного гарнизона. Эти, и многие другие материалы, не только достойны помещения в сборник по итогам конкурса, но и публикации в самых престижных изданиях. Заслуживают внимания и поддержки, представленные воронежским областным центром гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, содержательные сборники: «Растим патриотов России».


    Ценное исследование о скинхедах провела учащаяся лицея «Исток» г.Краснодара Ирина Денисова, назвав его «Пока не поздно». Автор считает, что вопросам воспитания молодежи и противодействию националистическим скинхедским проявлениям руководство страны уделяет крайне мало внимания, а это опасно.


      В представлении комитета Оренбургской области отмечается, что конкурс стал основой всей патриотической работы. Активизировал деятельность межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию, способствовал проведению ряда интересных акций: «Школьники для ветеранов», «Милосердие», «65 добрых дел - 65-летию Победы», «Обелиск» и другие. На проведение 1-го этапа конкурса выделено 310 тысяч рублей, 199 активистам вручены поощрительные премии.


     Хорошо организован конкурс в Тверской области. В Тульской области можно отметить «Морское собрание», работу ветеранов-пропагандистов, школьный театр-студию «Эксперимент»... В Карелии создание электронного сборника из 8 фильмов - воспоминаний участников и свидетелей событий 1941-1945 гг. В номинации «В авангарде патриотических дел» выделяется региональная общественная организация ветеранов 5-й дивизии ПВО, военно-спортивный клуб «Десантник», хоровые коллективы, использование местного радио в городе Сортавала, альбом детского дома этого города.


     В жюри поступила масса материалов от воспитателей-энтузиастов. Энтузиасты-подвижники, настоящие патриоты, именно они являются основой патриотической деятельности. Прежде всего, это фронтовики, те, кто сочетает высокое чувство патриотического долга с исторической компетентностью, богатством личных военных переживаний и размышлений с умением донести до сознания и чувств поколения внуков и правнуков свои патриотические убеждения. К сожалению таких становится все меньше. Это остро переживают школьники, которые привыкли видеть и слушать ветерана. И вдруг его не стало. Ребята чувствуют себя как бы осиротевшими. Однако энтузиастами, подвижниками, хранителями традиций являются не только фронтовики, но и многие ветераны военной службы, учителя, ветераны труда. Приведем лишь некоторые примеры.


     Дочь погибшего на фронте солдата Беребнёва Анна Владимировна создала уникальную организацию «Подвиг». По ее инициативе на всем боевом пути 158 стрелковой дивизии, в которой воевал ее отец, созданы одиннадцать школьных музеев дивизии. Ежегодно проводятся слеты руководителей этих музеев, поездки ветеранов и молодежи в населенные пункты, которые освобождало соединение. Организуются выступления, уход за местами захоронения. За деяния высочайшего гуманизма и патриотизма эту женщину стали называть: русская мать Тереза.


     Учительница начальных классов школы № 43 г.Тулы Тимошина Тамара Федотовна создала и руководит детской общественной организацией «Орлятское братство». Она представила прекрасные материалы о своей работе и работе ребят. Впечатляют акции: «Письмо бойцу», «Голуби мира», «Памяти павших будем достойны» и совершенно уникальная акция - «Голос из бессмертия». Под руководством педагога ребята собрали десятки писем фронтовиков. Их невозможно читать без волнения.


    Энтузиастов патриотической работы сотни. И очень важно ни одного из них не обойти вниманием, отметить, поощрить.
    Мы рассмотрели в основном положительный опыт и примеры. Но это совсем не значит, что в патриотической деятельности и проведении конкурса все обстоит гладко.


    Во-первых, далеко не все региональные комитеты приняли участие в первом этапе конкурса. В их числе Удмуртия, Москва, Московская область, Ставропольский и Красноярский края, комитеты Мурманской, Пензенской, Ростовской, Ивановской, Липецкой и ряда других областей. Надеемся, что все они примут активное участие во втором этапе конкурса.


    Во-вторых, из ряда представлений не ясно какова роль комитета в организации конкурса. Как он его организовал, подвел итоги...


   В-третьих, мало выводов и предложений.


   В-четвертых, не во всех документах показано чего же удается добиться в результате конкурса.


    Ряд недостатков отмечен и в представлениях с мест. В частности подчеркивается, что отрицательно сказывается отсутствие в стране четкой молодежной политики. Многочисленные программы и планы часто не поддерживаются делами. Многие военкоматы с трудом идут на контакт с ветеранскими организациями по вопросам воспитания молодежи. Ограничиваются проведением «Дня защитника Отечества». Мало работают в школах. Ни в одном из представлений ни слова не сказано о роли комитетов и советов по делам ветеранов органов военного управления.


    Выражалась озабоченность слабой подготовленностью к патриотической работе многих воспитателей-педагогов. Подчеркивалось, что действенное патриотическое воспитание могут вести только настоящие патриоты. А так бывает не всегда.


     В патриотической работе не изжиты формализм, погоня за массовостью, нет последовательности и непрерывности, ею охвачены далеко не все категории граждан и молодежи.


    В представлениях содержится ряд предложений:

   Конкурс сделать ежегодным.
   Достойно в торжественной обстановке в Москве провести его заключительный акт, весомо отметить победителей.
    Решить вопрос о финансировании на государственном уровне военно-патриотической работы и поощрении энтузиастов.
   Преодолеть разобщенность ветеранского движения. Десятки ветеранских организаций претендуют на лидерство.


    По итогам конкурса создать сборник «Воспитываем патриотов».
   Провести конкурс, посвященный 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года и некоторые другие.     

     Естественно все эти предложения будут учтены в практической работе.

 

        ВЫВОДЫ:

    Конкурс принял подлинно общероссийский размах и получил широкое признание в регионах. Активизировал патриотическую работу в субъектах Российской Федерации. Повысил авторитет большинства региональных комитетов, укрепил их связи с местными администрациями. Способствовал поиску новых более действенных форм и методов патриотической деятельности. В том числе таких как: использование в воспитании молодежи писем фронтовиков, показ в экспозициях музеев вклада в Победу прадедов, дедов и других членов семей учащихся; постоянная связь учебных заведений, ветеранских, молодежных организаций со своими «однокашниками» и земляками, призванными на военную службу; работа агитгрупп; тематические Уроки мужества («Взлетает красная ракета,», «Венский вальс», «Эх, дороги» и др.); новые формы социальной защиты и помощи фронтовикам; совместные походы ветеранов и молодежи по историческим местам; использование в патриотическом воспитании местных СМИ...


   Конкурс выявил огромный пласт патриотических дел, вдохновил на творческое соревнование сотни энтузиастов патриотической работы. Организация и проведение первого этапа конкурса стали важной основой для его успешного завершения.


   При проведении второго этапа конкурса считаем необходимым:
          Первое. Наращивать усилия в регионах по расширению творческого конкурсного соревнования.
          Второе. До 1-го марта 2010 года представить в комитет краткую информацию о патриотической работе в период проведения второго этапа конкурса, с уточненными данными на представляемых для поощрения коллективов и организаторов конкурса, в том числе глав и сотрудников администраций, энтузиастов патриотической деятельности, с обязательным указанием фамилии, имени и отчества.
         Третье. Для подготовки и издания Сборника по итогам конкурса подготовить и, по мере готовности, направлять в комитет статьи, опыт, очерки, сочинения, которые, по мнению регионального комитета и жюри, заслуживают помещения в сборник «Растим патриотов».


      От Республики Татарстан хотелось бы получить опыт патриотической работы Вахитовского района и статью по номинации «Учиться Родину защищать»; от Нижегородской области - «У вечного огня» и опыт работы лекторской группы Костовского района; от Карелии - «Энтузиасты, подвижники, хранители традиций»; от Мордовии — «Клубы ветеранов - опорные пункты патриотической работы»; от Воронежской области - «Подвиг бессмертен» (на примерах очерков, сочинений, публикаций); от Республики Чувашии - «Воспитывать человека-творца». Важно также отразить опыт использования в патриотическом воспитание местных СМИ, наставничество и другие проблемы.
           Четвертое. Систематически информировать комитет и Центральное жюри о ходе второго этапа конкурса, наиболее ярких и действенных патриотических мероприятиях и делах в регионе.
           Пятое. Наш конкурс посвящен 65-й годовщине Великой Победы и ее патриотическому наследию. «Наследие Победы, - подчеркивал Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, - это не только наша память, но и моральный ресурс развития государства». Важно в период проведения второго этапа конкурса «Растим патриотов России» максимально использовать этот ресурс для воспитания нынешнего поколения наследников Победы.

 

 

Отдел патриотической работы Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы
Май 2009 г

Вернуться в каталог

Еще в разделе:

æ  Протокол заседания Республиканского жюри об итогах проведения первого этапа конкурса на лучшую орган

æ  Итоги проведения первого этапа конкурса «Растим патриотов России» к 70-летию Победы

æ  Рекомендации по проведению мероприятий в рамках Всероссийского конкурса «Растим патриотов России»







 
Поиск по сайту:
Карта сайта